Библиотека Спаса-на-Водах
Владимир Бельков
Статья в Санкт-Петербургсих Ведомостях
Мозаики из Германии украсили храм-памятник русских моряков.
До наших дней сохранились лишь фрагменты былого мозаичного украшения храма. Наша газета неоднократно обращалась к истории уникальной Цусимской церкви на Английской набережной, посвященной подвигам павших в волнах защитников морских рубежей Отечества. Судьба храма была одновременно и яркой, и трагической... Возведенный на народные пожертвования в 1911 году, своими внешними очертаниями он напоминал древние храмы Владимиро-Суздальской земли XIII века: Дмитровский собор и церковь Покрова-на-Нерли. Он отличался богатейшим мозаичным убранством, к работе над эскизами для большинства фресок был приглашен академик живописи Николай Бруни. По эскизам Бруни мозаики выполнили в Германии на фабрике «Пуль и Вагнер». Что, кстати, вызвало полемику среди членов церковного строительного комитета. Некоторые из них считали, что изготовление образов необходимо поручить отечественным мастерам, а не «кормить иностранцев». Тем не менее экономические соображения (цена и сроки) возобладали... Золотой купол храма, похожий на богатырский шлем, прямо указывал на воинский характер святыни, призванной вечно хранить память о погибших героях-моряках. Но вечно не получилось. В 1932 году храм был взорван, несмотря на сопротивление старых моряков, ученых-искусствоведов, музейщиков, простых прихожан и родственников тех, чьи имена были отлиты в бронзе на памятных досках. В облаке грязной пыли рухнули белые стены, берега Невы и Ново-Адмиралтейского канала оказались усыпанными сплошным ковром из разлетевшихся на мелкие части мозаик. Долгое время считалось, что от мозаик не осталось ничего. В народе ходила легенда о чудесным образом уцелевшем «Лике Спасителя», вырванном силой взрыва и брошенном на дно канала. Хотя фото, сделанное тайком очевидцем варварского взрыва, запечатлело лишь безобразную груду обломков. И все-таки музейщики успели! Старший научный сотрудник Русского музея Федор Михайлович Морозов вместе с единомышленниками сумел демонтировать перед гибелью храма три мозаики авторства Виктора Васнецова («Лик», «Христос в терновом венце», «Моление о чаше» и «Несение креста»), а после взрыва поднять со дна канала тот самый «Лик Спасителя», который «шествовал по Водам» и дал храму его народное название. Вскоре спасенные Морозовым фрески оказались в Русском музее, и чьи-то умные головы и заботливые руки спрятали эти сокровища, надежно укрыв их в обширных музейных запасниках. Так они сохранились до наших дней... Каким было остальное мозаичное убранство, теперь можно сказать точно: несколько лет назад в Петербург из Берлинского городского архива доставили бумаги Фонда русской морской церкви фабрики «Пуль и Вагнер». Это удалось сделать благодаря немецким историкам братьям Карлу и Вольфгангу Йоккелям, а также директору издательства «Гангут» Юрию Жильцову. В который уже раз восторжествовало правило: «рукописи не горят». Архивное собрание представляет собой документацию, посвященную истории создания мозаичных фресок храма-памятника морякам в 1910 – 1911 годах: переписку между Строительной комиссией храма и дирекцией фабрики, детальные описания работ, предложения немецких специалистов, указания автора эскиза мозаик Николая Бруни, строителя Сергея Смирнова, архитектора Мариана Перетятковича и многое другое. Благодаря документам теперь мы знаем точные размеры несомненного шедевра мозаичного искусства – 200 квадратных метров. Это не только алтарная мозаика Спасителя, идущего по Водам. К ней надо прибавить многофигурные композиции на евангельские сюжеты, искусно украшенные орнаментами и размещенные в арках, в своде, углах (на них расположили изображения евангелистов) и алтарных столбах... Компанию «Пуль и Вагнер» основали в 1889 году художник Август Вагнер и инженер Фридрих Пуль. В короткий срок им удалось сделать свою фабрику монополистом в области художественной мозаики и витража, выполняя важные заказы германского правительства и осваивая зарубежные рынки. Их мозаичными фресками высшего качества были украшены порталы Эммаусской церкви и Нового театра в Берлине, фонтан Абдулхамида в Стамбуле, христианские храмы в Токио и Сент-Луисе, станция метро в Цинциннати, «Ирвинг Траст Банк» и отель «Уолдорф Астория» в Нью-Йорке. Но особое место в перечне заслуг фабрики «Пуль и Вагнер», несомненно, занимали мозаики храма Спас-на-Водах. Вагнер и Пуль давали десятилетнюю гарантию на прочность и сохранность качества своих работ. Общая стоимость мозаик составила 50 тыс. марок (примерно 15 млн рублей по сегодняшнему курсу). С особым тщанием оговаривались даты выполнения этапов работ. Петербургский заказчик – строительная комиссия по сооружению храма не имела права допустить ни малейшего срыва сроков, ведь уже была назначена дата освящения церкви в присутствии императора Николая II. Петербург и Берлин обменивались срочными письмами и телеграммами, в несколько недель (!) был решен вопрос о ввозе мозаик без уплаты таможенной пошлины (вот где пригодился тогдашний административный ресурс – «высочайшее покровительство»), один за другим на фабрику отправлялись главные исходные материалы – эскизы мозаик в натуральную величину. Планы строителей едва не сорвала внезапная болезнь детей Николая Бруни. В мае 1911 года инженер Смирнов писал: «Я уже хотел пригласить другого художника, так как стало абсолютно невозможно затягивать с решением вопросов, и очень рад, что не нанес ему такого оскорбления, однако, все участники нашего строительства должны быть непременно здоровы...». Впоследствии сын Бруни, уже в эмиграции, стремясь «немного заработать», пытался отыскать работы отца, выполненные для храма Спас-на-Водах, но представители фабрики 1 июля 1929 года ответили: «...из эскизов ничего не уцелело. Они были выполнены на больших кусках линолеума. После изготовления мозаики они лежали на полу и под воздействием морозов стали настолько хрупкими, что уже при первой нашей попытке раскатать их развалились». ...Аккуратные немцы педантично выполнили заказ, доставив его в Петербург и закрепив на стенах новопостроенного храма-памятника. Август Вагнер и Фридрих Пуль лично прибыли на церемонию освящения храма, которая состоялась точно в срок – 31 июля (13 августа по новому стилю) 1911 года. Они были вправе рассчитывать не только на заслуженную благодарность, но и на новые заказы. Увы, этим планам помешала Первая мировая война. Фабрика проработала до 1969 года... |