«Спас» подает SOS

МК в Питере




Скрытая угроза

На минувшей неделе было отменено решение о строительстве 400-метрового небоскреба на Охте. Длительная борьба неравнодушных горожан за сохранение исторического облика Петербурга увенчалась успехом. Однако на горизонте уже маячит новая большая война. И разразится она, судя по всему, в районе Коломны. В прошлом номере «МК» в Питере» лишь слегка задел эту тему в публикации «Часовня пойдет под снос», но мы сразу же получили много читательских откликов. Речь в заметке шла о сооружении Ново-Адмиралтейского моста через Неву, требующего больших градостроительных жертв. Часовенка взорванного храма Спаса-на-Водах оказалась на острие грядущих событий, в результате которых «под снос» пойдет много чего. Начиная со старинных зданий и заканчивая отечественным судостроением и исторической памятью

Ново-Адмиралтейский остров — это, по сути, вторая Петропавловка. Здесь с начала 1700-х располагался Галерный двор, где молодая Российская держава строила свои первые корабли. Вкупе с находящейся под боком Новой Голландией он стал нашим первым военным портом на Балтике. Тут все еще сохраняется планировка Петра I. И благодаря тому, что остров — закрытая территория (на нем находятся «Адмиралтейские верфи»), уцелело много уникальных зданий. Например, первый в мире крытый каменный эллинг (огромный цех для постройки кораблей) и большой корабельный дом с кузницей. Но скоро все должно измениться. «Адмиралтейские верфи» собираются выселить. Территорию острова хотят перерезать магистралью, а также разбить на участки-лоты и продать. Председатель правления Комитета восстановления храма Спаса-на-Водах Владимир Бельков вынужден, как никто другой, следить за развитием событий, потому что над недавно построенной часовней тоже нависла угроза. А сам взорванный храм при таком раскладе никогда не удастся восстановить.

— Угроза еще толком городом не осознана. Местные жители только начинают потихонечку очумевать, — говорит Владимир Бельков. — Уж слишком много всего было разрушено в последнее время у них на глазах. Перед тем как отказаться от реконструкции Новой Голландии, ее предыдущий инвестор г-н Чигиринский, пользуясь закрытостью этой территории, снес там все, что можно и что нельзя, оставив только внешний контур стен и здание бывшей тюрьмы. Известный во всем мире опытовый бассейн академика Крылова с лабораторией Менделеева и кабинетом адмирала Макарова пошел под бульдозер. На другой близлежащей стройке — второй сцены Мариинского театра — точно так же уничтожили фрагмент чудом сохранившегося и, заметьте, охраняемого государством Литовского рынка архитектора Кваренги. И никто даже не понес серьезной ответственности за его снос. То же самое будет и здесь. Что такое проект планировки, придуманный НИПЦ Генплана? Это, прежде всего, Ново-Адмиралтейский мост через Неву. Архитекторы, у которых еще осталась совесть, задают вопрос: зачем этот мост вообще нужен? Ведь поток машин с Васильевского острова (проектная нагрузка — 6 тысяч автомобилей в час) упрется в тупики Коломны. Никто не понимает, куда дальше этот транспорт пойдет. К Лоцманской улице и Старому Калинкину мосту? К Обводному каналу? Но там и сегодня в час пик сумасшедшие пробки. Жители на состоявшихся недавно общественных слушаниях спрашивали об этом. Чиновник Степанов из отдела по землепользованию администрации Адмиралтейского района исполнил им песню о том, что будут построены новые развязки и мосты через Фонтанку и Обводный. Тетенька из первого ряда задала вопрос: в каком году? И получила ответ: в 2025-м! Но мост-то через Неву они собираются строить уже через 2–3 месяца. Жители Английского проспекта, улицы Декабристов и проспекта Римского-Корсакова в панике: они жили в тихом зеленом районе, а теперь окажутся в транспортном мешке, между двумя ветками оживленной магистрали. Их жилье обесценится.

Происходят загадочные вещи. На прошлой неделе стало известно, что федеральное финансирование строительства и ремонта уличной дорожной сети в Питере урезано вдвое. Но чиновники, хотя их никто не тянул за язык, тут же поспешили заявить, что все равно будут строить Ново-Адмиралтейский мост. Притом, что рядом есть прекрасный новый Благовещенский мост — на нем нет пробок. Притом, что совершенно непонятна судьба Орловского тоннеля и Западного скоростного диаметра. Последний, кстати, действительно мог бы решить проблему Васильевского острова, отведя транзитный транспорт. Почему-то чиновники перестали вспоминать об этих объектах, но с невероятным упорством проталкивают дорогущий и, как выясняется, бесполезный Ново-Адмиралтейский мост.

MK


Мост против подлодок

— У вас есть версия, почему это происходит?

— Есть, — говорит Владимир Бельков, председатель правления Комитета восстановления храма Спаса-на-Водах. — Чтоб выкинуть побыстрее с острова «Адмиралтейские верфи». А сюда пустить инвесторов, скорее всего, из-за границы. И неизбежно встает вопрос о судьбе кораблестроения. Отрасль в тяжелейшем кризисе. «Адмиралтейские верфи» — один из немногих заводов, который сегодня еще работает. Во многом благодаря его директору, Почетному гражданину Петербурга, Герою России Владимиру Александрову. На «Адмиралтейских верфях» сейчас делают три подводные лодки для российского флота и шесть — для Вьетнама. Именно здесь планировалось строить вертолетоносец типа «Мистраль» в консорциуме с французами. И тут вдруг в июне была подписана декларация между городом и Объединенной судостроительной компанией о переводе верфей в Кронштадт. Какой Кронштадт? Чтобы построить новую верфь, нужно 2–3 миллиарда долларов, а в стране сегодня нет лишних денег. По словам работников завода — членов нашего общественного Комитета, — «Адмиралтейским верфям» сегодня безбожно задерживают перечисление даже договорных средств, предоплату на строящиеся подводные лодки для российского Черноморского флота. Думаю, неслучайно Владимир Александров недавно подал заявление об отставке.

Кстати, сначала хотели делать мост в створе 22–24-й линий В. О. Но друг Путина, ректор Горного института Владимир Литвиненко, видимо, не захотел видеть трассу под окнами своего вуза и нашел рычаги устранить эту угрозу. Теперь мост будет между 16-17-й линиями.

— Но считается, что Ново-Адмиралтейский мост разгрузит Дворцовый, пока тот будет закрыт на ремонт.

— Посмотрите на карту: где Дворцовый и где этот? На прошлой неделе Мостотрест заявил, что не гарантирует нормальную работу Дворцового моста. И счет пошел уже на месяцы. Но построить Ново-Адмиралтейский мост при самом благоприятном раскладе смогут минимум за 2,5 года. Все равно не успеют.

— Я прочитал протокол общественных слушаний. Районная администрация уверяет, что и часовня будет сохранена, и Спас-на-Водах восстановят. Может, вам не стоит гнать волну?

— Публичные слушания ничего не решают. Для чиновников важен сам факт, что они состоялись. Чтобы потом к проекту из-за их отсутствия не придрались. Но в самом проекте ни вокруг часовни, ни вокруг будущего восстановленного храма не запланировано охранных зон, рекреаций, зеленых насаждений. На языке архитекторов-профессионалов это означает, что мы имеем дело всего лишь с предварительными предложениями, которые потом могут быть легко изменены. Да и на самих общественных слушаниях в устной форме от проектантов уже прозвучало: часовней можно пожертвовать. Прямо по ее участку (на который есть все правоустанавливающие документы!), громя наши коммуникации, а также выставочный павильон с мозаиками Васнецова и Бруни, по фундаментам взорванного храма запроектирована автомагистраль шириной более 20 метров.


Иномарка для митрополита

— Какова позиция церкви в этом вопросе?

— Если вы изучили протоколы общественных слушаний, то заметили, что беспокойство насчет судьбы храма и часовни выражает кто угодно, только не епархия.

Строительство часовни и восстановление храма в свое время благословил еще митрополит Иоанн. Как только в 1998-м губернатор Яковлев подписал соответствующее распоряжение, тут же раздался звонок из епархии. Нас пригласили уже к новому митрополиту Владимиру, познакомили со священником — отцом Федором Любым, которого назначили настоятелем Спаса-на-Водах решением от 1 апреля 1998 года. Но скоро нам стало совсем не до смеха. На закладку часовни пришло человек 800. Всех их обошла какая-то прихожанка с кружкой. Многие люди, причем совсем не богатые, положили в эту кружку деньги, которые специально принесли с собой. Куда делись потом эти деньги? На этот вопрос до сих пор нет ответа. Ну а вскоре, к середине лета, уже пошли вопросы собственности, нам заявили: вы должны все отдать церкви. Как это? Мы за восстановление этого храма на тот момент уже 9 лет бились. Мы — единственная в городе общественная организация, построившая часовню. Нам поступала помощь от моряков и их потомков со всей России, в том числе и от русских эмигрантов из-за рубежа. Почему мы должны кому-то отдать то, что выстрадали? В ответ 27 мая нам отказались предоставить священника на проведение традиционной панихиды по погибшим морякам. А потом состоялся разговор. Один из известных священников (не могу назвать его фамилию) в порядке размышления так сказал: «Владимир Александрович, вы же умный человек. Ну подарите митрополиту иномарку — проблем не будет. У него «Мерседес» уже старенький, пятилетний. Нет? Ну как знаете». Я бесконечно уважаю митрополита Владимира. Но ему уже 82 года. И, к сожалению, там другие люди решают уже многие вопросы.

— Как дальше выходить из ситуации? Восстановите храм — в нем же надо будет служить.

— Наша принципиальная позиция, чтобы служили священники РПЦ. И они служат, хоть на это и нет официального разрешения митрополита. У нас хорошие отношения с известными батюшками. Доходит до смешного: в день панихиды приезжают журналисты, собираются идти в часовню снимать. Я им: «Стоп. Подождите пока». Чтобы батюшка в кадр не попал.

— Губернатор Матвиенко высказывалась по этой проблеме?

— Да. Наши противники писали губернатору. Есть ее ответ: условиями инвестиционного договора передача часовни епархии не предусматривается, вопрос об ее использовании надо решать путем заключения договора между епархией и общественным комитетом восстановления Спаса-на-Водах. Его председатель «обратился к Вашему Высокопреосвященству с просьбой о назначении священника в часовню». Ответа ждем до сих пор.

Петр Сидоров


Ожившая легенда

С храмом Спаса-на-Водах связана почти мистическая история. В 1932 году перед взрывом уже обреченного здания старший научный сотрудник Русского музея Федор Морозов вытащил из него три мозаики Васнецова. С четвертой связана городская легенда, которую среди прочих описал Виктор Конецкий. Якобы после взрыва храма люди увидели в воде лик Христа, к которому тут же началось паломничество. Потом лик исчез. В 90-е годы легенда удивительным образом ожила. Оказалось, большая мозаика «Христос, шествующий по водам» была взорвана вместе с храмом, потому что она составляла единое целое со стеной, и демонтировать ее было невозможно. Но при взрыве лицо Христа не пострадало — этот двухтонный фрагмент упал в канал и действительно стал местом паломничества. Потом музейщики подняли его из воды и вместе с тремя другими мозаиками спрятали в подвале — развернули к стенке и «забыли» на 60 лет. А затем, в 1995 году, они удивительным образом были найдены. Сейчас Русский музей передал их для временной выставки Комитету восстановления храма. Увидеть уникальные мозаики можно в выставочном комплексе при часовне. Адрес: Английская набережная, 76. Телефон 714-57-64.


Между тем в Комитете по градостроительству и архитектуре утверждают, что таких намерений у них нет. Главный архитектор Юрий Митюрёв заявил, что храм сохранят. Также концепция застройки предполагает и сохранение часовни.

Несмотря на заверения главного архитектора, представители Комитета восстановления храма Спас на водах успокаиваться не собираются. Они уже направили письмо начальнику Управления застройки города с просьбой откорректировать проект, чтобы устранить все неточности.



главная стрница