Еще один памятник Петербурга под угрозой

телеканал СТО


На минувшей неделе правительство города одобрило проект планировки Ново-Адмиралтейского острова. На то, чтобы принять положительное решение, потратили три с половиной минуты. Это вместе с проектом строительства зоопарка в Юнтоловском заказнике. Теперь Ново-Адмиралтейский остров ждут перемены. И дело не только в том, что привычная панорама острова может исчезнуть с появлением нового моста и развязок. О том, что еще может потерять город – Екатерина Денисенко.

Чайки вот уже несколько дней не покидают берег у часовни. Кружат и возвращаются снова к той единственной, которая не оставляет крест со дня окончания строительства. Игорь Николаевич и без птиц знает, что не все спокойно. Десять лет назад он видел, как в фундамент часовни забивали первую сваю.

Игорь Колесников, контр-адмирал, начальник технического управления Тихоокеанского флота (1988-1994 гг):

«Как вначале здесь первый камень был заложен. Как освящали. Мы, моряки, все время за этим делом наблюдали и помогали. Это наша память».

Память о храме. Его взорвали на этом месте в 1932 году. Спас-на-Водах был символом братской могилы тех моряков, что в Петербург не вернулись. Церковь возвели после сражений Русско-Японской войны. Деньги на строительство присылали даже с Дальнего Востока.

Позже история повторилась. Каждый камешек, каждую ступеньку этой часовни строили исключительно на пожертвования. Их и сейчас собирают, уже для строительства самого храма.

Но мечта о восстановленном храме Спаса-на-Водах как-то померкла после общественных слушаний. На них жители Адмиралтейского района увидели эту схему и узнали о новой переправе через Неву, дорожных развязках и тысячах квадратных метров нового строительства.

Владимир Бельков, председатель правления Санкт-Петербургского комитета восстановления храма Спаса-на-водах:

«Прямо по этой территории, где мы сейчас стоим, должна пройти автотрасса шириной больше 20 метров. Самое страшное, что она накроет фундамент храма Спаса-на-водах. Говорю об этом ответственно, потому что у нас есть результаты раскопок, которые мы проводили. И совершенно понятно – либо дорога, либо храм».

В комитете по градостроительству и архитектуре такого волнения не понимают. Вот же на плане – и будущий храм, и часовня, и дорога, и деревья обязательно, и даже свободное место осталось. И все-таки после некоторых раздумий – не маловат ли пяточек, чтобы это все уместилось, главный архитектор уже не так уверен, что часовня останется на прежнем месте.

Юрий Митюрев, главный архитектор Петербурга:

«Может быть, часовня будет перенесена. Вот, смотрите. Я смотрю на часовню, она в том же месте. Дорога не затрагивает ни часовню, ни фундамент храма. Я не понимаю основания для этого беспокойства».

А повод все же есть. Меньше месяца прошло с общественных слушаний, как проект планировки утвердили на заседании правительства. И скоро для территории начнут искать инвестора. Только не верится, что такой глобальный городской проект продвигают в рекордные сроки, а инвестора до сих пор на примете нет.

Владимир Бельков, председатель правления Санкт-Петербургского комитета восстановления храма Спаса-на-водах:

«Торопятся, чтобы горожане ничего не узнали и, прямо скажу, проспали».

Слишком это напоминает эпопею с реконструкцией соседнего острова Новая Голландия. К строительству еще не преступили, а опытовый бассейн для судовых моделей, лабораторию, где работал Дмитрий Менделеев, и здание радиостанции, сообщившей об Октябрьской революции, уже снесли.

Михаил Мильчик, член Федерального совета по сохранению культурного наследия:

«С Ново-Адмиралтейским островом все только начинается. Мне хотелось бы думать, что это не будет формальный подход к застройке исторического центра Петербурга. Теперь, после судьбы Новой Голландии, этот печальный опыт будет учтен. Учесть его, как ни странно, нетрудно. Для этого нужно провести полноценную историко-культурную экспертизу, чтобы выявить все, что там представляет интерес».

Историко-культурную экспертизу зданий на Ново-Адмиралтейском острове как раз и не провели. И неизвестно, за чей счет переедет в Кронштадт завод «Адмиралтейские верфи», что будет в освободившихся памятниках промышленной архитектуры, и останется ли все-таки среди новых развязок место для храма.

Игорь Колесников, контр-адмирал, начальник технического управления Тихоокеанского флота (1988-1994 гг):

«Все может быть, но если уж они выполнили свой долг перед Россией, сложили головы, то Россия о них должна помнить».

Пока так не везет памятным местам российского флота, своей участи ждут уникальные мозаики со стен Спаса-на-Водах. Картины Васнецова и Бруни уцелели после взрыва храма 70 лет назад. И, как здесь надеются, не увидят гибели храма еще раз.



СТО


главная стрница