ВОЗВРАЩЕНИЕ
Храм Спаса-на-Водах обладал первоклассными мозаиками, поскольку именно в конце девятнадцатого - начале двадцатого века в Петербурге мозаичное искусство достигло наивысшего расцвета. Достаточно упомянуть всемирно известный храм Спаса-на-Крови - мозаичный шедевр, созданный гением русских мастеров.
Создатели нового морского храма обратили своё вниманиена мозаики ввиду их неограниченной долговечности, насыщенности цветом, удивительной способности к световым эффектам. Особым образом отполированная смальта, была способна образовать - либо искрящуюся, словно живую, картину, размещённую на наружной стене ( куда попадали прямые солнечные лучи ), либо - приглушённое матовое изображение внутри храма, подчинённое единому стилю церковного интерьера.
К работе над эскизами мозаик были привлечены лучшие творческие силы того времени: великий русский художник В.М.Васнецов и академик живописи Н.А.Бруни. Главным изображением храма стала огромная мозаичная картина, размещённая в алтарной части. Благодаря небольшому иконостасу, точно повторяющему размеры иконостасов древних храмов, громадная мозаика бьыа прекрасно видна со всех точек главного зала. Сюжет был определён самими моряками - это Спаситель, шествующий по Водам - известная евангельская притча. Благодаря этому образу, храм и назвали Спасом-на-Водах. Мозаика по картонам Бруни была выполнена в Германии на фабрике "Пуль и Вагнер". Что, кстати, вызвало острую полемику среди создателей храма. Некоторые из них считали, что изготовление образа необходимо поручить отечественным мастерам, а не "кормить иностранцев". Тем не менее, экономические соображения (цена и сроки ) возобладали. Готовая мозаика была доставлена по железной дороге вовремя и состояла из набора мозаичных фрагментов. Эти фрагменты с помощью специальных цементных растворов и арматуры скрепили между собой и алтарной стеной здания, превратив и кирпичный массив тела храма, и изображение Спасителя - в единый монолит.
...Когда при взрыве оказался уцелевшим Лик, т.е.голова с оплечным изображением, главная часть главной мозаики, а всё остальное превратилось в груду бесформенных обломков, - это нельзя назвать только счастливой случайностью...
К В.М.Васнецову с просьбой о работе над мозаиками храма обратился инженер-строитель С.Н.Смирнов. Художник предоставил свои эскизы и его дочь Татьяна исполнила оригиналы мозаик. Три сюжета : "Несение Креста", "Моление о Чаше" и "Нерукотворный Спас". Первые две мозаики были размещены на столбах внутри храма. "Спаса" - установили над воротами звонницы. С васнецовскими мозаиками, видимо, запоздали и поставили на приготовленные места уже после освящения храма. Трудно говорить о действительной стоимости шедевров, однако по смете храма только две васнецовские мозаики потянули на 3500 "николаевских" рублей. Для сравнения: мост через Ново-Адмиралтейский канал обошелся храмостроителям на целую тысячу меньше.
Изображения всех вышеперечисленных мозаик были приведены в альбоме "Храм-памятник морякам" С.Н.Смирнова, вышедшем в 1915 году в Петрограде. Мозаики считались погибшими при взрыве, поскольку документальных свидетельств о спасении святынь храма не осталось, а весь берег - и канала, и Невы был усыпан сплошным ковром из битой смальты.
Поэтому легко представить чувства учредителей Комитета восстановления храма, увидевших мозаики в подвалах фонда рам Русского музея в конце 1995 года.
5 декабря 1995 г. Комитет организовал торжественную церковную службу в стенах Мраморного дворца, в бывшей резиденции великих князей Константиновичей, где на совершенно бесплатной основе работал Строительный Комитет в 1908-1911 гг. На эту службу пришли сотрудники Государственного Русского музея (Мраморный дворец - ныне филиал ГРМ) и рассказали об этих обнаруженных раритетах. На мозаиках не бьыо никаких указаний об их бывшей принадлежности, только на обратной стороне виднелась надпись - "Императорская академия художеств, 1914 г " и всё. Был сделан запрос в храм Спаса-на-Крови. Оттуда ответили:
"Все наши мозаики на месте". Оставалось выяснить, какие ещё храмы строились в то время. Так и вышли на храм Спаса-на-Водах. Увиденные сотрудниками музея репродукции мозаик развеяли все сомнения. Необходимо добавить, что основную работу по "опознанию" неизвестных мозаик выполнила заведущая отделом сверок музея Смирнова Валентина Васильевна.
Именно сотрудники Русского музея спасли тогда большое число бесценных раритетов из разрушаемых храмов, а взрывы гремели один за другим. Но наш случай - особенный вдвойне, ведь мозаика это не картина, не икона. Это большого размера плита, где в металлической окантовке, на цементной основе крепится цветное изображение. Васнецовские мозаики из храма весят по несколько центнеров. Обломок главной мозаики с Ликом Спасителя, вырванный силой взрыва из тела храма, весит больше тонны. Причём, его пришлось доставать со дна канала. В хранилища музея мозаики были доставлены ночью, в сопровождении представителей специальных органов и старшего научного сотрудника музея Морозова, о чём свидетельствует единственный документ, посвящённый мозаикам, т.н. "Акт передачи № 1243" от 9 февраля 1933 г.
После обнаружения мозаики были отреставрированы В-АШершнёвым - главным реставратором мозаик Спаса-на-Крови. Все вместе, спасённые мозаики не выставлялись ни разу. В настоящее время они находятся в здании Военно-Морской Академии им. адмирала Н.Г.Кузнецова - на территории российского флота. После завершения работ по восстановлению храма, мозаики займут своё законное место.