110 лет подводному флоту России.







18 марта 2016 г. на территории комплекса часовни Св. Николая морского храма Спаса-на-Водах состоялась памятная акция, посвящённая 110-летию подводных сил России.

В тот же день председатель правления общественного Комитета восстановления храма Спаса-на-Водах Владимир Бельков принял участие в церемонии спуска на воду подводной лодки пр. 636 «Великий Новгород», построенной АО «Адмиралтейские Верфи» для Черноморского флота.

В часовне Св. Николая прошло богослужение, затем, в выставочном павильоне начал работу круглый стол, который открыл моряк-тихоокеанец, контр-адмирал Игорь Колесников, рассказавший участникам круглого стола о современном положении подводных сил России, а также о своём послужном списке, включающем 20-летнюю службу на флотилии атомных подводных лодок (Камчатка), периодах нахождения в должностях заместителя командующего Тихоокеанским флотом России и начальника Высшего Военно-Морского инженерного училища им. Дзержинского (ныне Военно-Морской политехнический институт), выпускающего специалистов офицеров для службы на атомных подводных лодках.

Особое внимание участники круглого стола уделили ситуации вокруг подводной лодки Российского императорского флота «Сомъ», найденной летом прошлого года у берегов Швеции силами международной подводной экспедиции. Неопределённость относительно дальнейшей судьбы этой уникальной находки усугубляется тем фактом, что после того, как 23 мая 2016 г. исполнится сто лет с момента гибели корабля, вступит в действие шведское законодательство, наделяющее такого рода объекты статусом «исторических». По этой причине потребуются дополнительные переговоры и согласования с правительством Королевства Швеции, исход которых не возьмётся предсказать никто.

Правление комитета восстановления храма Спаса-на-Водах благодарит председателя правления Московского клуба историков флота Константина Стрельбицкого и дайвера Владимира Михайлова - за участие в работе круглого стола: рассказы о ПЛ «Сомъ» и о погружениях к «Сому», демонстрацию уникальных подводных съёмок и мемориальных реликвий – колбы с водой и камня со дна Балтийского моря, собранных в месте гибели ПЛ «Сомъ», а также за передачу в собрание общественного Комитета - альбома «Затонувшие суда на Балтике. Потерянные для мира.» (авторы Бьорн Хагберг, Юнас Дам, Карл Дуглас, изд-во «Prisma», 2008 г.) и оригинальных фотоматериалов подводной съёмки ПЛ «Сомъ».

По итогам круглого стола была высказана благодарность студентке 4 курса Факультета естественно-научного и гуманитарного образования СПб государственного морского технического университета Анастасии Кожевниковой за сообщение о международно-правовых проблемах подъема и сохранения для России подводной лодки «Сомъ».

В работе круглого стола приняли участие представители: СПб Комитета восстановления храма Спаса-на-Водах, гражданской инициативной группы «Морской Санкт-Петербург», Российского исторического общества, музея истории Первой мировой войны «Ратная палата» (ГМЗ «Царское Село»).

По окончании работы круглого стола было принято обращение к Президенту России В.В. Путину (см. ниже).



Историческая справка:

19 марта (по новому стилю) 1906 г., по указу императора Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый класс боевых кораблей «подводные лодки», в состав которого включено 20 единиц (в том числе и «Сомъ»), относившихся ранее к классу «миноносцы».

15 июля 1996 г. Главком ВМФ России Феликс Громов подписал приказ № 253, в котором предписывалось отмечать «День моряка-подводника» ежегодно 19 марта.



Из обращения ветеранов флота, моряков-подводников и представителей морской и научной общественности (18.03.2016г.) к Президенту России В.В. Путину:

«Подлодка «Сомъ», построенная в 1901 г. в США по проекту инженера Д. Голланда, была приобретена русским правительством – и в 1904 г. приняла участие в обороне Владивостока в период русско-японской войны, где стала участником успешной атаки неприятельских кораблей (отогнав их от своих берегов), первой в истории отечественного ВМФ. С началом Первой мировой войны подводная лодка «Сомъ» несла дозорную службу на Чёрном море, а в 1915 г. была переведена на Балтику для патрулирования акватории и пресечения военной контрабанды. Легендарный подводный корабль под командованием лейтенанта Хрисанфа Бугураева не вернулся на базу, героически погибнув со всем экипажем. Море умеет хранить тайны и крайне редко под толщей воды удаётся обнаружить затонувшее судно. Честь и хвала российским и шведским исследователям, сумевшим отыскать «Сома» на дне Балтийского моря. Символично, что драгоценная находка случилась во время 100-летнего юбилея Первой мировой войны, события которой вызывают сегодня значительный общественный интерес. Уникальность ситуации с обнаружением субмарины «Сомъ» состоит ещё и в том, что этот подводный корабль имеет сравнительно малые размеры: длина 20 метров, водоизмещение около 120 тонн. Таким образом, существенных технических препятствий для подъёма подлодки на поверхность – не предвидится. Суммируя вышесказанное, можно с уверенностью заявить: наша страна в обозримом будущем имеет уникальный шанс получить несомненную святыню своего флота, - подлинный исторический корабль, который был участником героических событий. Всё, что будет связано с подъёмом корабля, возданием почестей погибшему экипажу, торжественной встрече подлодки в российском порту, установке субмарины на вечную стоянку – вызовет патриотический подъём, послужит укреплению народных традиций и единению нации… В связи с этими обстоятельствами, убедительно просим Вас назначить специальную межведомственную рабочую группу с задачами: проработки обеспечения государственного суверенитета России над ПЛ «Сомъ», организации и выполнения подъёма ПЛ «Сомъ» на поверхность с использованием отечественных плавсредств, а также доставки упомянутой исторической подводной лодки в Санкт-Петербург».



фоторепортаж

Освещение в средствах массовой информации:


Подъем затонувшей в 1916 году подлодки «Сомъ»



главная стрница